Проект "Школа, содействующая здоровью"
По инициативе Министерства образования Р.Ф. в 1996 году в рамках президентской
программы "Дети Чернобыля" специалистами научно-методического
центра "ДАР" (г. Москва) на базе Чемодановской средней школы
было положено начало осуществлению проекта "Школа здоровья".
Был составлен "Договор о намерениях", который был подписан губернатором
Пензенской области, министром образования Пензенской области и главой
Бессоновской администрации, где были определены и в штатное расписание
школы включены специалисты "Школы здоровья" – медицинские работники
и психологическая служба.
За 4 года Министерство образования и школа занимались созданием материальной
базы (оборудован фито-бар, кабинет психологической разгрузки, стоматологический
кабинет, медицинский кабинет, кабинет психолога, малый спортивный зал
для занятий коррегирующей гимнастикой). Эти кабинеты были оснащены необходимым
оборудованием. Специалисты школы (врачи, психологи) проходили переподготовку
и обучение в Москве.
На протяжении последних лет медицинской и психологической службами школы
ежегодно проводился анализ уровня здоровья всех учащихся школы. На основании
полученных результатов были созданы и работают группы детей, нуждающихся
в специальных занятиях на уроках физической культуры. Дети, страдающие
различными заболеваниями, пользуются услугами фито-бара, где по графику
могут принимать настои лекарственных трав, а дети, страдающие заболеваниями
органов дыхания и зрения соответственно пользуются ингаляторами и офтальмотренажером.
С 1997 года в школе работает логопед.
В стоматологическом кабинете все учащиеся школы и учителя были обследованы,
и было назначено соответствующее лечение.
После тщательного обследования детей, созданной в школе медико-психолого-педагогической
комиссией, с учетом опыта московских школ открыты классы для детей, испытывающих
трудности в обучении и школьной адаптации (классы компенсирующего обучения).
1. Актуальность проекта.
В последнее время на фоне меняющейся общественно-политической и экономической
ситуации в стране происходят серьезные изменения в формах, методах и содержании
образования. Углубляется дифференциация обучения детей с разными интеллектуальными
и материальными возможностями, появляются новые социально востребованные
области обучения, формируются новые жизненные приоритеты. При этом формирование
принципов здорового образа жизни у школьников, факторы сохранения здоровья
детей практически не учитываются.
Не учитывается основополагающий фактор укрепления и сохранения здоровья
школьников – профессиональное здоровье педагога.
Не разработаны технологии психологического сопровождения обучения детей
в школе.
Практически не решаются проблемы среды обитания в школе, связанные с отоплением
и освещением, обеспечением стандартной мебелью, рациональным питанием
и т.д.
В этих условиях одним из эффективных средств, с помощью которых можно
было бы предотвратить ряд серьезных проблем и недостатков в обеспечении
уровня здоровья школьников является создание школы, содействующей здоровью.
По определению ВОЗ "здоровье – это состояние телесного, душевного
и социального благополучия".
По нашему мнению, приоритетными факторами, содействующими здоровью, являются
психическое здоровье педагогов и школьников, комплекс медико-социальных
мероприятий и внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс,
расширение сети спортивно-оздоровительных мероприятий.
2. Цели проекта.
Сохранение и укрепление здоровья педагогов и учащихся.
Формирование здорового образа жизни в условиях сельской школы.
3. Задачи проекта.
1. Создание уклада жизни школы, сохраняющего здоровье детей и учителей.
2. Внедрение инновационных технологий в учебный процесс, сохраняющих здоровье
учителей и учащихся.
3. Разработка и внедрение технологий психологического сопровождения обучения
детей в школе.
4. Внедрение программ гигиенического обучения и воспитания школьников.
5. Создание системы физкультурно-оздоровительной работы.
6. Разработка программ привлечения детей к исследовательской деятельности.
4. Кадровое, материально-техническое обеспечение и организационные
мероприятия.
Кадровое обеспечение
1. Создание психологической службы школы.
Введение в штатное расписание
А) зам. директора по инновационной работе
Б) психологов – 2 человека
В) дефектолога – 1 человек
2. Создание медицинской службы
Введение в штатное расписание
А) врача-педиатра
Б) врача-стоматолога
В) медсестры – 2 человека
3. С организацией классов коррекционно-развивающего обучения ввести должность
классной дамы (освобожденный классный руководитель)
4. Увеличить тренерский состав за счет привлечения к работе тренеров спортивной
школы, родителей.
Материально-техническое обеспечение
1. Создание и оснащение кабинета психолога
2. Создание комнаты психологической разгрузки с оснащением ее аудио-видео
аппаратурой
3. Оснащение кабинета врача минимумом медицинского оборудования
4. Оснащение стоматологического кабинета необходимым для функционирования
оборудованием
5. Создание фитобара и оснащение его необходимыми настоями лекарственных
трав и приборами физиотерапии
6. Установка стационарного очистителя воды
7. Приобретение и подключения к интернету компьютера
8. Открытие гимнастического зала
9. Оборудование спортивной площадки №2
Организационные мероприятия
1. Создание медицинской службы для диагностики и коррекции наиболее распространенных
заболеваний
2. Организация профилактической работы медицинской службой для предупреждения
возможности заболеваний
3. Создание психологической службы для решения психологических проблем
учителей и учащихся путем:
А) скрининга
* Скрининг- непрерывное наблюдение за психическим развитием учащихся при
помощи батарей экспрес-диагностических методов.
Б) диагностики
* Диагностика- углубленный анализ групп риска при помощи специальных батарей
расширенных психодиагностических методов.
В) коррекции
* Коррекция- применение психологических, терапевтических и тренинговых
процедур, предназначенных для коррекции нарушений психического здоровья,
а также нежелательных отклонений от оптимального психического развития
учащихся.
4. Создание методической службы для правильного выбора и внедрения в практику
педагогических технологий, содействующих здоровью детей
5. Создание классов коррекционно-развивающего обучения для детей, испытывающих
трудности в адаптации к школьной жизни и имеющих психические и физиологические
проблемы. Выбор удачных тактик по отношению к дезадаптированному ребенку
подразумевает совместную деятельность на паритетных основах медицинских
работников, психологов и педагогов в рамках школы.
6. Создание экологического научно-исследовательского общества детей.
Основной формой их взаимодействия является консилиум.
Главные цели консилиума:
1) выявление детей, требующих особого внимания с точки зрения здоровья,
трудностей в обучении, поведении и т.д.
2) поиск возможностей для оказания помощи таким детям.
7. Увеличение количества спортивных секций, клубов.
5. Ожидаемые результаты
1. В результате реализации проекта школы, содействующей здоровью, создается
банк данных на каждого ребенка о физическом здоровье, банк данных психологических
характеристик, накапливаются результаты учебной деятельности учащихся.
2. Снижается заболеваемость, вызываемая вирусными инфекциями.
3. Улучшается психологический микроклимат в классе, в школе, в педколлективе.
4. В результате профилактических, коррекционных, оздоровительных мероприятий
происходит адаптация детей к жизни.
5. Школа становится информационным центром для школ района по здоровьесберегающим
технологиям обучения и формированию здорового образа жизни в условиях
сельской школы.
6. Сроки и этапы
I этап – диагностический. 1997-1998 годы.
1. Определение целей и задач.
2. Посещение школы Ямбурга в Москве.
3. Посещение "Школы Здоровья" в Кораблино Рязанской области.
4. Курсы повышения квалификации зам. директора по инноватике, психолога,
врача, учителей физической культуры в городе Москве.
II этап – теоретическая разработка проекта. 1998-1999 годы.
1. Разработка концепции.
2. Разработка методик медицинской диагностики.
3. Разработка методик психологической диагностики.
4. Разработка совместной деятельности медиков – психологов – педколлектива.
5. Разработка совместной спортивно-оздоровительной деятельности школы,
подросткового клуба, Дома культуры.
III этап – опытно-экспериментальная работа. 2000-2005 годы.
1. Апробация методик медицинской диагностики, психологической диагностики,
педагогической диагностики.
2. Проведение психолого-педагогических консилиумов.
3. Проведение психолого-педагогических семинаров.
4. Проведение совместных спортивно-оздоровительных мероприятий школы,
подросткового клуба, Дома культуры.
5. Промежуточная диагностика изменения кривой заболеваемости учащихся.
IV этап – обобщение результатов. 2005-2006 годы.
Вывод
Мы полагаем, что создание школы, содействующей здоровью, сохранит и укрепит
телесное, физическое и нравственное состояние педагогов и учащихся.
Структура программы эксперимента "Школа, содействующая здоровью"
|