На главную

Проект "Школа, содействующая здоровью"Перетягивание каната

По инициативе Министерства образования Р.Ф. в 1996 году в рамках президентской программы "Дети Чернобыля" специалистами научно-методического центра "ДАР" (г. Москва) на базе Чемодановской средней школы было положено начало осуществлению проекта "Школа здоровья". Был составлен "Договор о намерениях", который был подписан губернатором Пензенской области, министром образования Пензенской области и главой Бессоновской администрации, где были определены и в штатное расписание школы включены специалисты "Школы здоровья" – медицинские работники и психологическая служба.

За 4 года Министерство образования и школа занимались созданием материальной базы (оборудован фито-бар, кабинет психологической разгрузки, стоматологический кабинет, медицинский кабинет, кабинет психолога, малый спортивный зал для занятий коррегирующей гимнастикой). Эти кабинеты были оснащены необходимым оборудованием. Специалисты школы (врачи, психологи) проходили переподготовку и обучение в Москве.

На протяжении последних лет медицинской и психологической службами школы ежегодно проводился анализ уровня здоровья всех учащихся школы. На основании полученных результатов были созданы и работают группы детей, нуждающихся в специальных занятиях на уроках физической культуры. Дети, страдающие различными заболеваниями, пользуются услугами фито-бара, где по графику могут принимать настои лекарственных трав, а дети, страдающие заболеваниями органов дыхания и зрения соответственно пользуются ингаляторами и офтальмотренажером.

С 1997 года в школе работает логопед.

В стоматологическом кабинете все учащиеся школы и учителя были обследованы, и было назначено соответствующее лечение.

После тщательного обследования детей, созданной в школе медико-психолого-педагогической комиссией, с учетом опыта московских школ открыты классы для детей, испытывающих трудности в обучении и школьной адаптации (классы компенсирующего обучения).

1. Актуальность проекта.
В последнее время на фоне меняющейся общественно-политической и экономической ситуации в стране происходят серьезные изменения в формах, методах и содержании образования. Углубляется дифференциация обучения детей с разными интеллектуальными и материальными возможностями, появляются новые социально востребованные области обучения, формируются новые жизненные приоритеты. При этом формирование принципов здорового образа жизни у школьников, факторы сохранения здоровья детей практически не учитываются.
Не учитывается основополагающий фактор укрепления и сохранения здоровья школьников – профессиональное здоровье педагога.
Не разработаны технологии психологического сопровождения обучения детей в школе.
Практически не решаются проблемы среды обитания в школе, связанные с отоплением и освещением, обеспечением стандартной мебелью, рациональным питанием и т.д.
В этих условиях одним из эффективных средств, с помощью которых можно было бы предотвратить ряд серьезных проблем и недостатков в обеспечении уровня здоровья школьников является создание школы, содействующей здоровью. По определению ВОЗ "здоровье – это состояние телесного, душевного и социального благополучия".
По нашему мнению, приоритетными факторами, содействующими здоровью, являются психическое здоровье педагогов и школьников, комплекс медико-социальных мероприятий и внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс, расширение сети спортивно-оздоровительных мероприятий.

2. Цели проекта.
Сохранение и укрепление здоровья педагогов и учащихся.
Формирование здорового образа жизни в условиях сельской школы.

3. Задачи проекта.
1. Создание уклада жизни школы, сохраняющего здоровье детей и учителей.
2. Внедрение инновационных технологий в учебный процесс, сохраняющих здоровье учителей и учащихся.
3. Разработка и внедрение технологий психологического сопровождения обучения детей в школе.
4. Внедрение программ гигиенического обучения и воспитания школьников.
5. Создание системы физкультурно-оздоровительной работы.
6. Разработка программ привлечения детей к исследовательской деятельности.

4. Кадровое, материально-техническое обеспечение и организационные мероприятия.
Кадровое обеспечение
1. Создание психологической службы школы.Кабинет детского врача
Введение в штатное расписание
А) зам. директора по инновационной работе
Б) психологов – 2 человека
В) дефектолога – 1 человек
2. Создание медицинской службы
Введение в штатное расписание
А) врача-педиатра
Б) врача-стоматолога
В) медсестры – 2 человека
3. С организацией классов коррекционно-развивающего обучения ввести должность классной дамы (освобожденный классный руководитель)
4. Увеличить тренерский состав за счет привлечения к работе тренеров спортивной школы, родителей.

Материально-техническое обеспечение
1. Создание и оснащение кабинета психолога
2. Создание комнаты психологической разгрузки с оснащением ее аудио-видео аппаратурой
3. Оснащение кабинета врача минимумом медицинского оборудования
4. Оснащение стоматологического кабинета необходимым для функционирования оборудованием
5. Создание фитобара и оснащение его необходимыми настоями лекарственных трав и приборами физиотерапии
6. Установка стационарного очистителя воды
7. Приобретение и подключения к интернету компьютера
8. Открытие гимнастического зала
9. Оборудование спортивной площадки №2

Организационные мероприятия
1. Создание медицинской службы для диагностики и коррекции наиболее распространенных заболеваний
2. Организация профилактической работы медицинской службой для предупреждения возможности заболеваний
3. Создание психологической службы для решения психологических проблем учителей и учащихся путем:
А) скрининга
* Скрининг- непрерывное наблюдение за психическим развитием учащихся при помощи батарей экспрес-диагностических методов.
Б) диагностики
* Диагностика- углубленный анализ групп риска при помощи специальных батарей расширенных психодиагностических методов.
В) коррекции
* Коррекция- применение психологических, терапевтических и тренинговых процедур, предназначенных для коррекции нарушений психического здоровья, а также нежелательных отклонений от оптимального психического развития учащихся.
4. Создание методической службы для правильного выбора и внедрения в практику педагогических технологий, содействующих здоровью детей
5. Создание классов коррекционно-развивающего обучения для детей, испытывающих трудности в адаптации к школьной жизни и имеющих психические и физиологические проблемы. Выбор удачных тактик по отношению к дезадаптированному ребенку подразумевает совместную деятельность на паритетных основах медицинских работников, психологов и педагогов в рамках школы.
6. Создание экологического научно-исследовательского общества детей.
Основной формой их взаимодействия является консилиум.
Главные цели консилиума:
1) выявление детей, требующих особого внимания с точки зрения здоровья, трудностей в обучении, поведении и т.д.
2) поиск возможностей для оказания помощи таким детям.
7. Увеличение количества спортивных секций, клубов.

5. Ожидаемые результаты
1. В результате реализации проекта школы, содействующей здоровью, создается банк данных на каждого ребенка о физическом здоровье, банк данных психологических характеристик, накапливаются результаты учебной деятельности учащихся.
2. Снижается заболеваемость, вызываемая вирусными инфекциями.
3. Улучшается психологический микроклимат в классе, в школе, в педколлективе.
4. В результате профилактических, коррекционных, оздоровительных мероприятий происходит адаптация детей к жизни.
5. Школа становится информационным центром для школ района по здоровьесберегающим технологиям обучения и формированию здорового образа жизни в условиях сельской школы.

6. Сроки и этапы
I этап – диагностический. 1997-1998 годы.
1. Определение целей и задач.
2. Посещение школы Ямбурга в Москве.
3. Посещение "Школы Здоровья" в Кораблино Рязанской области.
4. Курсы повышения квалификации зам. директора по инноватике, психолога, врача, учителей физической культуры в городе Москве.
II этап – теоретическая разработка проекта. 1998-1999 годы.
1. Разработка концепции.
2. Разработка методик медицинской диагностики.
3. Разработка методик психологической диагностики.
4. Разработка совместной деятельности медиков – психологов – педколлектива.
5. Разработка совместной спортивно-оздоровительной деятельности школы, подросткового клуба, Дома культуры.
III этап – опытно-экспериментальная работа. 2000-2005 годы.
1. Апробация методик медицинской диагностики, психологической диагностики, педагогической диагностики.
2. Проведение психолого-педагогических консилиумов.
3. Проведение психолого-педагогических семинаров.
4. Проведение совместных спортивно-оздоровительных мероприятий школы, подросткового клуба, Дома культуры.
5. Промежуточная диагностика изменения кривой заболеваемости учащихся.
IV этап – обобщение результатов. 2005-2006 годы.

Вывод
Мы полагаем, что создание школы, содействующей здоровью, сохранит и укрепит телесное, физическое и нравственное состояние педагогов и учащихся.

Структура программы эксперимента "Школа, содействующая здоровью"


Структура проекта "школа здоровья"

В начало   На главную

 

Hosted by uCoz